http://cureplant.ru/

Боль — психофизиологическое состояние, возникающее в связи с воздействием сверхсильных раздражителей, вызывающих органичские и функциональные нарушения в организме.

Боль — не просто субъективно тягостное ощущение, а особая интегративная функция организма, мобилизующая различные функциональные системы (дыхание, кровообращение, обмен веществ) для защиты его от воздействия повреждающего фактора. В связи с этим боль следует рассматривать как важнейшее следствие эволюции живого мира, сигнализирующее об опасности.

Боль возникает как следствие раздражения специфических рецепторов — ноцицепторов или при Сильном раздражении рецепторов разной модальности. В раздражении рецепторов принимают участие химические вещества (вещество "Р", энкефалины).

Боль связана с повышением содержания в тканях ацетилхолина, брадикардина, серотонина, при этом нарушается сосудистая проницаемость, усиливается периваскулярный отёк и др. Важное значение в возникновении боли имеют простагландины. В акушерской практике очень важно определение степени и характера болевых ощущений, т. к. они иногда являются решающими в установлении диагноза или в выборе метода обезболивания родов. Оценка степени болевых ощущений самим больным сугубо субъективна. Однако существуют некоторые объективные признаки боли (расширение зрачка, состояние периферических сосудов и их реакция на температурные раздражители, определяемая при помощи плетизмографа, потоотделение и др.).

Боль у детей

В педиатрической практике следует учитывать, что ощущение боли детьми имеет свои особенности, заключающиеся в том, что дети, прежде всего раннего возраста, не способны чётко определить характер, степень выраженности, локализацию боли, что представляет значительные трудности в диагностике и дифференциальной диагностике. Поэтому не рекомендуется (особенно в детской хирургии) назначать обезболивающие средства до установления на основе клинического наблюдения и дополнительных методов исследования точного диагноза.