http://cureplant.ru/

Гигиеническое воспитание ребёнка - раздел санитарного просвещения, целью которого является сознательное привитие гигиенических навыков и привычек подрастающему поколению с тем, чтобы они стали одним из определяющих факторов здорового образа жизни, гигиенического поведения в быту и на производстве, правильного отношения к собственному здоровью, здоровью семьи и окружающих.

Гигиеническое воспитание ребёнка осуществляется как составная часть общего воспитания. Начинается в самом раннем возрасте в семье и детских дошкольных учреждениях, а затем продолжается в школах, пионерских лагерях и др. учреждениях для внешкольной работы с детьми. При этом используются игры, книжки-картинки и другие наглядные пособия. Гигиеническое воспитание ребёнка проводится в соответствии с учебно-воспитательными программами дошкольных и школьных учреждений медицинскими работниками, воспитателями, учителями, техническим персоналом, родителями. Программы предусматривают ознакомление каждой возрастной группы детей с определёнными гигиеническими правилами и привитием гигиенических навыков. Задача врача - оказать специализированную помощь воспитателям. У детей раннего возраста в основе гигиенического воспитания лежит подражание, младшего дошкольного (1,5-3 года) - совместные действия, среднего (4-5 лет) - доступное данному возрасту обоснование требований, осознание навыков, контроль, старшего (6—7 лет) — объяснение на более высоком уровне, осознание навыков, контроль и самоконтроль за действиями. Большинство гигиенических вопросов связано с условиями организации жизни детей в детском учреждении, с предметами и явлениями окружающей среды. При организации и проведении гигиенического воспитания ребёнка школьного возраста врач должен исходить из указанных общих положений. При этом необходимо учитывать специфику разделения статей на 3 возрастные группы: 7— 9 лет (1-е — 3-ьи классы), 10-14 лет (4 - 7-е классы), 15-17 лет (8 - 10-е классы). В 1-м классе основы гигиенического воспитания излагаются в букваре и книге для чтения; во 2-м — рассматриваются особенности влияния на здоровье зимы, лета, осени, весны на уроках природоведения и родной речи. Начиная с 3-го клас-са вопросы гигиенического воспитания изучаются более подробно (в старших классах на уроках анатомии, физиологии, гигиены, домоводства и др.). Вопросы гигиены рассматриваются также на уроках физической культуры, труда. Учащиеся должны владеть основами психогигиены, иметь информацию о влиянии стресса на организм, умело владеть эмоциями. Они должны знать о значении двигательной активности, физических упражнений и спорта для здоровья, правильно применять средства закаливания, соблюдать правила личной и обществ, гигиены. Школьники обучаются приёмам оказания помощи при первых признаках заболевания, бытовых, спортивных и других травмах; соблюдению режима дня, сна, питания; выполнению упражнений утренней гимнастики, уходу за телом, наблюдению за пульсом, дыханием и др. Школьникам также необходимо знать о вреде курения табака, алкоголизма, наркомании, токсикомании. Внеклассная работа по гигиеническому воспитанию детей преследует цель развития у школьников инициативы в укреплении своего здоровья и здоровья окружающих.

Особое место в гигиеническом воспитании ребёнка занимает половое воспитание. Участие врача в этом вопросе не ограничивается ролью консультанта. Педиатры, акушёры-гинекологи, сексологи и сексопатологи, дерматовенерологи, психиатры и врачи других специальностей должны знакомить педагогов и всех лиц, работающих с детьми и подростками, а также родителей с наиболее современными, научно обоснованными сведениями о психогигиенического и психо-профилактического аспектах физиологии и психологии пола в процессе развития. Наряду с указанными аспектами этой проблемы рассматриваются морально-этического, социологического и юридические вопросы.