http://cureplant.ru/

Гимнастика для детей раннего возраста

В гимнастические комплексы для детей первых лет жизни включают упражнения, состоящие из пассивных, рефлекторных и активных движений. Выполнение их направлено на развитие координации, равновесия, увеличение глубины дыхания. Занятия детей гимнастика способствуют не только становлению двигательной функции, но и тесно с ней связанному развитию центральной нервной системы совершенствуются функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, улучшается обмен веществ. С первых дней жизни ребёнку следует предоставить свободу естественных движений. Начинать занятия гимнастикой с детьми следует в возрасте 1,5 — 2 месяц. Обычно каждому занятию гимнастикой предшествует массаж.

К основным пассивным упражнениям относятся: сгибание и разгибание рук в локтевых суставах; скрещивание рук на груди и отведение их в стороны; одновременное и попеременное поднимание вверх и опускание вниз выпрямленных рук; отведение рук в стороны и опускание их вниз; круговые движения руками; попеременное сгибание и разгибание рук в плечевом и локтевом суставах; отведение выпрямленных рук назад и соединение их перед грудью („хлопок" ладонями); отведение плеч назад со сведением лопаток; приподнимание плечевого пояса при фикси-рованном тазе; одновременное и попеременное сгибание и разгибание ног; „топанье" при положении ребёнка на спине; поднимание выпрямленных ног из положения лёжа на спине, а затем на животе.

К рефлекторным упражнениям относятся: отталкивание ногами лёжа на спине; разгибание ног при упоре стоп в горизонтальном положении (рефлекторное ползание); выпрямление ног в верти-кальном положении при поддержке под мышки („потанцовывание"); сгибание и разгибание пальцев стоп; рефлекторное приведение и отведение стоп; разгибание позвоночника при положении лёжа на боку или сидя; поворот со спины на живот; разгибание позвоночника и ног в положении ребёнка на животе на весу (имитация плавания). Из активных упражнений рекомендуются: присаживание при подтягивании за руки; присаживание при поддержке за обе выпрямленные и отведённые в стороны руки из положения лёжа на спине; наклон и выпрямление туловища; ползание на животе (с чьей-то помощью    или    самостоятельно); проползание через обруч или под верёвочку; приподнимание плечевого пояса и грудной клетки в положении на животе; наклон и выпрямление туловища; лазанье; мост; ходьба при поддержке под мышки и при поддержке за кисти рук; ходьба за каталкой. Гимнастику с детьми грудного возраста рекомендуется проводить в первой половине дня за 30— 45 минут до еды, длительность занятия вначале 5 минут, затем увеличивается до 10—12 минут; во время занятий ребёнок должен быть обнажён. После окончания занятий необходимо завернуть его в тёплую пелёнку и дать полчаса отдохнуть.

Гимнастика для детей предшкольного и дошкольного возраста

Комплексы занятий детей этого возраста включают упражнения общеразвивающего характера для укрепления мышц плечевого пояса, живота, спины, ног из положений — стоя, сидя, лёжа; направленные на развитие двигательных навыков -ходьба, бег, прыжки, ла-занье, бросание, метание, равновесие. После 2 лет ребёнок учится подниматься и спускаться по нак-лонной плоскости, перелезать через препятствия, бросать мяч, в 2,5— 3 года стремится бегать, после 3 лет — прыгать. С 3-летнего возраста физические упражнения проводятся в форме утренней зарядки, которая включает упражнения в основном игрового и имитационного характера, а также направленные на формирование и закрепление правильной осанки. При организации и проведении гимнастики с детьми раннего и дошкольного возраста необходим врачебный контроль за состоянием здоровья, физическим развитием, физической подготовленностью и функциональными возможностями детского организма, санитарно-гигиенический конт-роль мест, в которых проводятся гимнастикие за-нятия. Детям, нуждающимся в различных видах лечения , назначают соответствующие упражнения.

Гимнастика для детей школьного возраста

Гимнастика для детей школьного возраста определяется особенностями их возрастного развития. Детям младшего школьного возраста (7—9 лет) рекомендуются упражнения в построениях и перестроениях, с малыми и большими мячами, упражнения для формирования правильной осанки, лазанье, ходьба, прыжки, бег, метание, упражнения на равновесие. Упражнения для учащихся среднего школьного возраста (10—14 лет) отличаются воз-растанием сложности и трудности выполнения, чаще используются гимнастические снаряды. В связи с тем, что в этом возрасте происходит усиленный рост организма и начинается процесс полового созревания, развитие двигательных навыков происходит неравномерно, гимнастические упражнения начинают дифференцировать на упражнения для мальчиков (в основном упражнения на силу и выносливость — на снарядах, элементы борьбы, поднятие тяжестей) и для девочек (элементы художественной гимнастики). В старшем школьном возрасте (15—17 лет) в основном заканчивается формирование опорно-двигательной системы, поэтому упражнения для юношей направлены на совершенствование двигательных навыков, имею-щих значение для будущей трудовой деятельности, а для девушек, кроме того, необходимо учитывать физиологические особенности формирующегося женского организма. В школьном возрасте многие дети начинают заниматься определённым видом спорта, для начала занятий которым определены ориентировочные возрастные нормы.