http://cureplant.ru/

Гипноз (от греч. - сон) — состояние, похожее на сон или полусон, вызываемое внушением. Сопровождается словесным воздействием на психику пациента и подчинением воли спящего воле усыпляющего с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде. В основе гипноза лежит торможение высших отделов головного мозга, которым в отличие от обычного сна охватывается не вся поверхность головного мозга. Через сохраняющиеся отдельные очаги возбуждения (так называемые сторожевые пункты) между врачом и больным осуществляется речевая связь - раппорт. Во время гипнотического сна резко усиливается восприимчивость к внушениям, значение слов лучше и глубже закрепляется в мозге больного, вследствие чего лечебные внушения могут оказывать порой неодолимое и длительное воздействие.

Стадии гипноза

В зависимости от глубины состояния заторможенности условно выделяют 3 стадии гипноза.
1-я стадия — состояние сомнолентности - возможна в любом возрасте. Это самая лёгкая степень гипноза, при которой больной находится в со-стоянии лёгкой заторможенности (полудремотном) и может сопротивляться внушению.
2-я стадия — гипотаксия — достигается преимущественно с 6— 7-летнего возраста. В этом состоянии возможны внушения, затрагивающие сферу движения.
3-я стадия - состояние сомнамбулизма - достигается обычно у детей старше 8-10 лет. В этой стадии возможны любые формы внушения. В результате внушения у больного обостряется память, и он вспоминает то, что в обычном состоянии не помнит. Характерным для этой стадии является постгипнотическое внушение: лечебную информацию, внушённую больному в состоянии сомнамбулизма, он как бы помимо своей воли выполняет ещё некоторое время после выхода из гипноза. Без желания больного гипноз невозможен.

Находясь в гипнотическом состоянии, больной будет выполнять только те инструкции психотерапевта, которые не противоречат морально-этическим нормам поведения пациента и его интересам. Терапевтическая эффективность гипноза, как правило, не зависит от его стадии. Внушаемость присуща всем людям, однако степень её выраженности различна у различных людей и колеблется в зависимости от индивидуальных свойств личности, психофизиологического состояния, от веры в данного врача и др. Чем гармоничнее в эмоциональном отношении ребёнок, тем лучше он поддаётся внушению. Эгоцентричные, непоседливые, неуправляемые дети поддаются гипнозу хуже. В детском возрасте имеет место сочетание внушаемости и подчиняемости, поэтому роль целенаправленного словесного воздействия на психику ребёнка с терапевтической целью (суггестии) очень велика. Гипносуггестивная психотерапия в детском возрасте представлена обычным внушением в состоянии сомнолентности и расширенным гипнозом-отдыхом (К. И. Платонов, В. Е. Рожнов). Обычное внушение в гипнотическом состоянии длится 20—25 минут и состоит из следующих этапов: погружение в гипнотическое состояние; проведение лечебного внушения; выход из гипнотического состояния. Расширенный гипноз-отдых (60—100 мин) включает такие этапы: погружение в гипнотического состояние; лечебное внушение в гипнотическом состоянии; лечебный сон-отдых в этом состоянии (40—70 мин); повторное внушение; выход из гипнотического состояния. До 6—7-летнего возраста практически невозможно выз-вать у ребёнка 2-ю и 3-ю стадии гипноза, а также добиться постгипнотического внушения в традиционном понимании. В школьном и, особенно, в подростковом возрасте возможны все виды внушения, как и при лечении взрослых пациентов. При контакте психотерапевта с пациентом отрабатывается условный рефлекс в форме искусственно вызванного (внушённого) сна. Если врач и больной хорошо знают и доверяют друг другу, если больной реагирует на голос, интонацию психотерапевта погружением в гипнотический сон, то при последующих сеансах гипноза для введения в гипнотического состояние не обязательно физическое присутствие врача, достаточен слуховой или зрительный образ психотерапевта.

Показания к гипнозу

Показания к суггестивной психотерапии в детском и подростковом возрасте: неврозы (неврастения, истерический невроз, невроз навязчивости, страха, депрессивный, ипохондрический, моно-симптоматические и др. неврозы); неврозоподобные и др. пограничные состояния, акцентуации личности; соматовегетативные расстройства, патогенез которых в значит, мере обусловлен психогенными факторами; астма бронхиальная, нейродермиты, тахикардия пароксизмальная и др. Суггестивная психотерапия носит пассивный характер: больной лишь выполняет указания врача, сам же ничего не делает для своего выздоровления. Поэтому в детском и подростковом возрасте вначале следует использовать внушение в бодрствующем состоянии, при засыпании и пробуждении, а затем — в гипнотическом состоянии. При назначении лечения гипноза нужно учитывать не только характер заболевания, но и соответствие метода лечения особенностям личности ребёнка. При лечении в гипнотическом состоянии возможны крайне редкие и незначительные осложнения: утрата раппорта; спонтанный переход гипнотического сна в физиологический; у тщеславных, истерических личностей встречается гипнофилия. В этом случае необходимо прекратить проведение суггестивной психотерапии либо резко сократить число лечебных сеансов гипноза.