http://cureplant.ru/

Лечебная физкультура в педиатрии отличается от других видов лечения (фармакотерапии, физиотерапии и др.) не только физиологически характером применяемых средств, связанных с естественными движениями ребёнка и естественными внешними воздействиями, но и широким использованием методов лечебной педагогики и психологии. Применение средств ЛФК в педиатрии зависит от возраста ребёнка; характера патологического процесса, его стадии, особенностей; индивидуальных и возрастных особенностей течения болезни или травмы; психоло- гических особенностей ребёнка.

К средствам ЛФК относятся специально подобранные и организованные движения, прежде всего физического упражнения и подвижные игры, а также физеские факторы, применяемые как средства закаливания, массаж. Физические упражнения включают: гимнастические упражнения (см. Гимнастика для детей раннего возраста, преддошкольного и дошкольного возраста, школьного возраста), физические упражнения прикладного характера, силовые, скоростно-силовые в расслаблении, в сопротивлении, в равновесии. Физические упражнения формируют двигательные навыки, точность и координацию движений, развивают ловкость, силу, выносливость, гибкость, нормализуют мышечный тонус.

К спортивным видам физических упражнений относятся: плавание, коньки, лыжи, санки, велосипед, подвижные игры. При их выборе учитывают возможность дозировки физеской нагрузки, исключающую свойственные спорту максимальные и предельные напряжения, их эмоциональную окраску, воздействие на психику ребёнка красоты спортивных упражнений. Подвижные игры обеспечивают комплексное воздействие на организм ребёнка, в том числе на его эмоциональность.

Формы лечебной физкультуры в педиатрии: специальные занятия ЛФК, утренняя зарядка, самостоятельно выполняемые индивидуальные занятия и элементы ЛФК, включаемые в другие виды двигательной активности ребёнка. Лечебное действие средств ЛФК: 1) стимулирующее (усиление деятельности физиологических систем организма больного, повышение эмоционального тонуса и неспецифической сопротивляемости детского организма; 2) трофическое (общее и направленное изменение обмена веществ в мышцах и внутренних органах, усиление процессов регенерации, ускорение резорбции воспалительного экссудата и обратное развитие воспаления в целом); 3) компенсаторное (усиление или перестройка приспособительных реакций, развивающихся при патологических процессах, таким образом, что увеличивается их компенсаторный эффект); 4) нормализация нарушенных функций (постоянное расширение диапазона функциональных показателей патологически изменённой системы до физиологической возрастной нормы, что широко используется на этапах реабилитации).

Основные принципы применения средств лечебной физкультуры в педиатрии: систематичность (непрерывность, планомерность); переход от простого — к сложному (постепенное повышение требований, предъявляемых к детскому организму); доступность (соответствие физических нагрузок уровню психомоторного развития и состояния здоровья, доступность методики, способов проведения и форм ЛФК); учёт возрастного развития движений; сочетание общего и специального воздействия; чередование или рассеянная мышечная нагрузка (для предупреждения утомления); сознательность и активность (для повышения психотерапевтического эффекта и решения лечебно-воспитательных задач); патогенетическая обоснованность (подбор средств на основании современных представлений о природе патологического процесса); индивидуальность средств. См. также Корригирующая гимнастика.