http://cureplant.ru/

Нервная система (от греческого - жила, нерв) осуществляет координацию физиологических и метаболических процессов, происходящих в различных тканях, органах и системах, и устанавливает связь организма с окружающей средой.

Закладка нервной системы организма человека начинается на 1-й неделе эмбрионального развития из наружного зародышевого листка (эктодермы). В онтогенезе различные отделы нервной системы объединяются в единую функциональную систему, деятельность которой с возрастом совершенствуется и усложняется. Наиболее интенсивное развитие центральной нервной системы происходит у детей раннего возраста. Особенностью нервной системы новорождённого является её значительная морфологическая и функциональная незрелость по сравнению с организмом взрослого.

Наименее зрелая у новорождённого кора большого мозга. Основные функции регулирования физиологических процессов осуществляет межуточный и средний мозг. В постнатальном периоде важное значение имеют нарастание массы мозга, образование и дифференциация межнейронных связей. У новорождённых масса головного мозга составляет 350— 380 г, т. е. около 10% обшей массы тела, к концу 1-го года она увеличивается в 2—2,5 раза, к 3 годам — в 3 раза. У 10-летнего ребёнка масса головного мозга 1350 г, что равно 1/20 массы тела, в то время как у взрослого мужчины его масса составляет 1400 г, у женщин — 1270 г, т. е. 1/50—1/40 массы тела. Количество извилин и борозд больших полушарий мозга у новорождённого такое же, как и у взрослого, однако развиты они слабо, кора дифференцирована незначительно.

У нервных клеток коры мало отростков (дендритов), пирамидные пути не имеют миелиновой оболочки. Основная дифференцировка нервных клеток особенно активно происходит в первые 5-6 месяцев жизни и заканчивается к 8 годам. К концу первого полугодия завершается миелинизация пирамидных путей. Кора головного мозга новорождённого, несмотря на незаконченность развития, способна не только принимать сигналы, но и участвовать в осуществлении рефлекторных реакций (см. Рефлексы). По мере развития нервной системы существенно изменяется и химический состав головного мозга. Уменьшается количество воды, увеличивается содержание белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов.

Спинной мозг достаточно развит уже при рождении ребёнка; к 2 годам его строение почти такое же, как у взрослого. Масса спинного мозга к 5 годам увеличивается в 3 раза, а ко времени половой зрелости — в 5 раз. Спинной мозг у новорождённого относительно длиннее, чем у взрослого, и доходит до III поясничного позвонка, к 4-5 годам — до I поясничного. В спинномозговой жидкости новорождённого повышено содержание белка и клеточных элементов и снижена концентрация сахара; цвет - желтовато-зеленоватый (физиологическая ксантохромия) - обусловлен повышенной проницаемостью гематоэнцефалического барьера и проникновением билирубина.

Вегетативная нервная система ко времени рождения ребёнка уже функционирует, обеспечивая поддержание сосудистого тонуса, адаптационно-трофические реакции и регуляцию деятельности внутренних органов. Однако регуляторные функции её у детей первых месяцев жизни легко нарушаются при воздействии не адекватных возрасту внешних факторов. Миелинизация периферических нервных стволов продолжается до 2-3, а иногда - до 5 лет. Первый год жизни ребёнка — период формирования двигательных навыков, начала психической деятельности, подготовки к самостоятельному хождению, речевому общению является периодом первичного обучения. С первыми шагами ребёнка начинается этап познавания окружающего мира.

В 2 года формируется сознание собственного „Я”; в 2—4 - появляется тяга к самостоятельности; в 5—7 лет при хорошо развитой моторике и речи, чувстве „психологической дистанции” в отношении взрослых нет ещё длительного сосредоточения, в деятельности преобладают игровые моменты. На протяжении всего школьного периода идёт дальнейшее совершенствование структуры и функции нервной системы. Окончательное формирование её, по-видимому, завершается к 18-20 годам. См. также Нервно-психическое развитие ребёнка.