http://cureplant.ru/

Нервно-психическое развитие ребенка - закономерные изменения высшей нервной деятельности, в основе которых лежит овладение индивидом потребностями и способностями, необходимыми для жизни.

Оценивая высшую нервную деятельность ребёнка и соответствие уровня развития его центральной нервной системы возрасту, необходимо учитывать следующие моменты: дифференцировка нервных клеток, миелинизация проводящих путей, нервных стволов, происходит в определённой временной последовательности; образование условных рефлексов возможно лишь в результате многократного повторения раздражения и подкрепления его (в раннем детском возрасте — пищевая доминанта); структурное совершенствование коры идёт параллельно развитию функции, которая при направленной выработке положительных и отрицательных условных связей может опережать формирование морфологического субстрата и способствовать ему. Нервно-психическому развитию ребенка присуши многочисленные индивидуальные различия.

Новорождённый ребёнок большую часть суток спит, не всегда просыпаясь к моменту кормления, взгляд не фиксирует. При разворачивании подтягивается, принимая физиологическую эмбриональную позу, приводя согнутые ручки и ножки к животу. Движения некоординированны, атетозоподобны, голова свисает. Тонус мышц сгибателей повышен, положительны симптомы натяжения (Кернига симптом, Брудзинского симптом). Стабильно вызываются врождённые безусловные рефлексы - оральные (поисковый, ладонно-ротовой, хоботковый, сосательный); спинальные - защитный (поворот головки набок в положении на животе), опоры (поддерживаемый подмышки ребёнок стоит на всей стопе), автоматической ходьбы (переступание), ползания (отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается), хватательный (сжимает палец, прикоснувшийся к его ладони, висит на руках).

На 2-3-й неделе вырабатывается первый условный рефлекс на подготовку к кормлению (смена пелёнок, изменение положения) - поворот головки набок вызывает поисковые и сосательные движения губ. В 1-й месяц жизни на сильный звук ребёнок отвечает безусловным рефлексом Моро. На 2-м месяце он обращает внимание на свет, звук, улыбается. Особенно восприимчив к раздражениям в этот период рот младенца - внимание выражается выпячиванием губ. См. также Новорождённый ребёнок.

Нервно-психическое развитие ребенка трёх месяцев — достаточно активен, настроение, как правило, благодушное. Он бодрствует между кормлениями по 1-1,5 часа, общее время сна 18-20 часов в сутки. Интересуется игрушками, следит за ними, фиксирует взор, улыбается, узнаёт мать, гулит, что является признаками внимания, сознания. Увеличивается объём движений, они становятся более целенаправленными, ребёнок хорошо держит головку в вертикальном положении и лёжа на животе, приподнимает грудь, тянется рукой к предмету, хватает его. Исчезают гипертонус сгибателей, симптомы натяжения, атетозоподобные движения, постепенно угасает часть безусловных врождённых рефлексов (защитный, хватательный, опоры и автоматической ходьбы, ползания, оральные, кроме сосательного). Появляется безусловный верх, рефлекс Ландау (в положении на животе ребёнок поднимает голову,    верх, часть туловища и руки; опираясь руками, удерживается в этой позе). Легко формируются условные рефлексы со зрительного и слухового анализаторов на основе пищевой доминанты.

Нервно-психическое развитие ребенка шести месяцев — подвижен, активен, эмоционален, благодушен. Спит 16-19 чов, дневной сон 2-3-разовый. Переворачивается в постели, смотрит и поворачивает голову в сторону звука, сидит, хотя самостоятельно сесть из положения лёжа на спине не всегда может. Движения рук целенаправленны: хватает игрушку, играет ею, тянет в рот, бросает; узнаёт родителей, смеётся, подражая взрослым, произносит отдельные слоги. Из врождённых рефлексов сохранён сосательный, к верхнему рефлексу Ландау присоединяется нижний (в положении на животе поднимает и разгибает ноги). Продолжается формирование сложных условных (поведенческих) рефлексов. У ребёнка девяти месяцев в поведении начинают проявляться признаки сложной анализаторно-синтетической работы коры головного мозга. Малыш стремится к общению, понимает обращённую к нему речь, выподняет простые задания, говорит отдельные слова, проявляет свои желания, вкус - начинает формироваться вторая сигнальная система. Спит 14-16 часов в сутки, днём дважды.

Хорошо сидит и садится сам, встаёт, держась за опору, и стоит при поддержке. Быстро ползает. Подражает движениям взрослых. Ребёнок одного года — полутора лет очень подвижен, любопытен, общителен, с помощью игрового метода активно знакомится с окружающим миром, любит играть с детьми, начинает говорить (произносит 10—20 слов), знает названия частей тела и многих предметов. К 1,5—2 годам говорит короткими фразами. Хорошо различает запахи, шумы, звуки, охотно слушает музыку, самостоятельно ест ложкой. Выполняет несложные задания, понимает запрет. Приучается к опрятности. Спит 14-16 часов в сутки, днём 1—2 раза. Ходит самостоятельно, приседает, чтобы поднять игрушку, влезает и слезает по ступенькам с помощью рук.

Нервно-психическое развитие ребенка 2—3 лет — контактен, дружелюбен. К этому времени заканчивается первичная дифференцировка нервных клеток и миелинизация спинальных и периферических нервов. Ребёнок переполнен массой впечатлений от внешнего мира, которые он не может анализировать самостоятельно и поэтому постоянно прибегает к помощи взрослых. Продолжают дифференцироваться движения: ребёнок бегает, играет с мелкими предметами. У ребёнка от трёх до пяти лет усложняется речь, появляются ассоциативные связи, собственные суждения, полностью осознаётся личностное    формируется характер, появляются тяга к самостоятельности, упрямство, своеволие. В это время психика ребёнка очень восприимчива: он быстро запоминает слова, легко учится иностранному языку, рисованию, музыке.

У ребёнка шести - восьми лет дифференцировка большей части коры большого мозга в основном завершается: вырабатываются активные тормозные процессы, легко формируются сложные условные рефлексы. Хорошо развита моторика. Речь становится связной, ребёнок может передавать свои мысли и впечатления, легко овладевает навыками чтения и письма. Однако преобладают ещё игровые элементы деятельности, отсутствуют возможности длительного сосредоточения, самокритики и самоконтроля. Адаптация к коллективу (в школе) нередко затруднена.

В школьном и подростковом возрасте совершенствуется анализаторно-синтетическая деятельность коры большого мозга, закрепляются реакции активного торможения, ассоциативные связи. Дискоординация гормональных процессов в пубертатном периоде приводит к неустойчивости настроения, излишней аффективности, снижению мышечного тонуса и некоторой диско-ординированности движений, функциональным изменениям внутренних органов, сосудистым проявлениям. Несовершенна и вегетативная регуляция: отмечаются потливость, нарушения трофики кожи, лабильность вазомоторных реакций, неустойчивость АД. Физическое развитие в это время в связи с акселерацией нередко опережает нервно-психическое развитие ребенка, что может привести и к функциональным расстройствам нервной системы.