Половое воспитание - составная часть воспитательного процесса, обеспечивающая правильное развитие личности ребёнка как представителя определённого пола помогает овладевать нормами взаимоотношений с представителями противоположного пола, вырабатывать правильное, т. е. принятое в данном обществе, отношение к вопросам пола.

Половое воспитание неразрывно связано с другими аспектами воспитания растущей личности - нравственным, умственным, этическим, физическим, которые в системе и взаимосвязи способствуют гармоническому развитию человека.

Половое воспитание начинается с первых лет жизни ребёнка и обусловливается в самом начале преимущественно социально-психологическими факторами. Усваивая в семье, детском саду, школе общечеловеческие нормы поведения, образцы нравственности, мальчики и девочки в то же время овладевают нормами, правилами, предусматривающими определённую специфику поведения в зависимости от их половой принадлежности.

Уже мальчики дошкольного возраста хорошо знают, что плакать мальчику, „мужчине", - стыдно, и что нет ничего страшного в том, если это позволит себе девочка. Мальчики старшего возраста (например, младшие школьники, тем более подростки) принимают как должное то, что окружающие ждут от них таких проявлений в поведении, как забота о девочках, смелость, настойчивость и другие „мужские" качества.

У девочек нормой считаются такие качества, как застенчивость, большая, чем у мальчиков, чувствительность, нежность, мечтательность. Дифференциация в воспитании личностных качеств у мальчиков и девочек — дело очень тонкое и сложное, но абсолютно необходимое. Отсутствие подобной дифференциации в воспитательной работе является одной из основных причин таких явлений, как „феминизация" и „маскулинизация" („женоподобные мужчины" и „мужеподобные женщины”.

До начала полового созревания (11-12 лет) основное влияние на половое воспитание оказывают преимущественно социально-психологические факторы, затем к ним подключаются также факторы физиологического порядка. Если предшествующее развитие происходило на относительно спокойном гормональном фоне, то с 11—12 лет начинается и нарастает бурными темпами функция половых желёз.

У девочек появляется менструация, у мальчиков — поллюции, возникает половое влечение (см. Либидо). Быстро меняются формы тела, существенно перестраивается всё поведение. Идёт выработка эталонов мужского и женского поведения. Все эти изменения требуют внесения существенных корректив в процесс  полового воспитания. Особое значение на данном этапе воспитания подростков - мальчиков и девочек - приобретает половое просвещение, включающее вопросы социально-психологические и нравственно-этические сущности взаимоотношений между представителями противоположного пола (товарищество, дружба, любовь, брак, создание семьи, воспитание детей), информацию о проблемах секса (интимные отношения, сексуальная совместимость и др.).

В первые годы жизни ребёнка главную роль в его половом воспитании играет семья, затем её дополняют детский сад, школа и другие общественные воспитательные институты. Большое значение в половом воспитании играют художественная литература, искусство, кино, а также курс „Этика семейной жизни" в старших классах средней школы.

Некоторые вопросы полового просвещения требуют специальных воспитательных мероприятий (беседы родителей с детьми, учителей с учащимися; это должны быть индивидуальные беседы, носящие доверительный характер). Определённая воспитательная работа в этом плане ведётся в производственных коллективах (в форме лекций, тематических вечеров, вечеров вопросов и ответов), загсах, культурно-просветительных и медицинских учреждениях. См. также Физическое воспитание, Гигиена детей и подростков, Гигиеническое воспитание.