http://cureplant.ru/

Психических процессов произвольность - способность к сознательной целенаправленности поведения и деятельности на основе опережающего психического отражения. Формирование психических процессов произвольности начинается с появления у ребёнка на 1-м году жизни произвольных движений и действий, опосредуемых представлениями и требующих, по сравнению с непроизвольными, более высоких форм отражательной деятельности.

В раннем детском возрасте развитие психических процессов произвольности связано с овладением речью, которая начинает опережать действие, становясь средством саморегуляции. При выполнении требований взрослых и правил игры ребёнок учится руководствоваться замыслом, сознательно ставить цели, подчиняя им свои практические и игровые действия.Благодаря этому в дошкольном периоде становится возможным проявление произвольной деятельности такой структуры, в которой содержание мотива и цели не совпадают.

Важными в развитии психических процессов произвольности являются преодоление нежелания отказаться от сиюминутного удовольствия ради предстоящего, переориентировка сознания с конечного результата на способы его достижения. В периоде младшего школьного возраста происходит осознание учебных и трудовых задач, правил поведения в коллективе и нравственных норм, складывается система мотивов и всё более стойких целей, определяющих управление собой (см. Воля). Самоконтроль и самовоспитание при достижении близких и перспективных целей способствуют совершенствованию механизмов произвольной регуляции поведения и деятельности

. Дальнейшее повышение уровня психических процессов произвольности происходит под влиянием развития самой личности ребёнка.