Рефлексы (от латинского reflexus - изгиб) — реакции организма в ответ на раздражения рецепторов, осуществляемые при участии центральной нервной системы. На рефлексах основано как взаимодействие между различными органами и системами, так и поведение организма в окружающей среде.

Различают рефлексы безусловные (врождённые) и условные (формирующиеся в процессе жизнедеятельности). У новорождённых и грудных детей описано более 100, безусловных рефлексов. С первых часов жизни у новорождённых обнаруживаются рефлексы: пищевой (сосательные и глотательные движения), оборонительный (мигание глаз), ориентировочный (движение глаз в освещённую сторону). На их основе возникают условные рефлексы, вначале элементарные, а затем более сложные.

- Рефлекс сосательный возникает в ответ на раздражение рецепторов губ, кожи околоротовой области, щёк, слизистой языка (см. Сосание).

- Рефлекс мигательный — защитный рефлекс: сокращение круговой мышцы глаза, например при внезапном освещении глаза или появлении предмета перед глазами.

Рефлексогенная зона рефлексов в первые дни жизни ребёнка обширна и включает в себя рецепторные образования роговицы, век, ресниц, боковой поверхности носа. С возрастом эти зоны сужаются. Для новорождённого характерен ряд рефлексов, со временем исчезающих.

- Рефлекс подошвенный (Р. Бабинского) — раздражение кожи подошвенной части ноги вызывает рефлекторное сгибание стопы и пальцев или веерообразное расхождение всех пальцев стопы. Наблюдается до 2 лет.

- Рефлекс хватательный (Р. Робинзона) - при надавливании пальцем на ладонь ребёнок сгибает пальцы и захватывает палец. Исчезает к 2—4 месяцам.

- Рефлекс Моро вызывается различными приёмами: внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей; приподниманием разогнутых нижних конечностей и таза или ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок. В ответ на эти действия ребёнок сначала отводит руки в сторону и разгибает пальцы, затем возвращает их в исходное положение (движение рук носит характер обхватывания). Сохраняется до 4 месяцев.

- Рефлекс ладонно-ротовой (Р. Бабкина) - при надавливании на ладонь ребёнка у основания большого пальца происходит открытие рта и наклон головы. Исчезает к 3 месяцам.

- Рефлекс хоботковый - при ударе пальцем по губам ребёнка происходит сокращение круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание губ хоботком.

- Рефлекс опоры и автоматической походки — вертикально приподнятый ребёнок сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах; поставленный на поверхность — опирается на неё полной стопой; при наклоне вперёд делает шаговые движения. Исчезает к 2 месяцам.

- Рефлекс ползаний (Р. Бауэра) - появление попытки к ползанию у лежащего на животе ребёнка при лёгком надавливании на его стопы (спонтанное ползание). Если к подошвам подставить ладонь, ребёнок отталкивается от неё ногами. Исчезает к 4 месяцам.

- Рефлекс Галанта - проведение большим и указательным пальцем по паравертебральным линиям в направлении от шеи к ягодицам в положении ребёнка на животе вызывает выгибание туловища дугой, открытой кзади. Исчезает к 4 месяцам.

- Рефлекс Переса - проведение пальцем по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее в положении ребёнка на животе вызывает боль; при этом ребёнок кричит, приподнимает голову, прогибает спину, приподнимает таз, сгибает руки и ноги. Исчезает к 4 месяцам.

Исследование безусловных рефлексов новорождённых используется в клинической практике для оценки состояния нервной системы; при исследовании необходимо обращать внимание на выраженность и симметричность рефлексов.

К концу 2-й и на 3-й недели жизни у ребёнка вырабатывается условный вестибулярный рефлекс на положение для кормления грудью.

К концу 1-го месяца вырабатывается защитный условный рефлекс (мигательные движения век) на звуковой раздражитель.

В конце 2-го месяца формируется условный рефлекс на свет.

С 2-месячного возраста идёт быстрое накопление условных рефлексов, образующихся с участием всех анализаторов, развивается дифференцировка сигналов, чётче становятся ориентировочные реакции.

В 3 месяца отмечается устойчивый натуральный зрительный рефлекс на кормление грудью: ребёнок узнаёт мать, начинает гулить и др.

В 4-месячном возрасте ребёнок различает основные спектральные цвета и музыкальные тона; движения становятся более свободными, он тянет руку к игрушкам, ощупывает предметы.

В возрасте 5 месяцев ребёнок узнаёт близких ему людей, отказывается брать чужую грудь, по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

У 6-месячного ребёнка эмоциональные, мимические и голосовые реакции становятся более активными; он произносит отдельные слоги (“ма”, „ба", “па”), много двигается, пытается ползать, хорошо ест с ложечки и при её приближении открывает рот.

В возрасте 7 месяцев ребёнок самостоятельно тянет в рот бутылочку, хорошо сидит и ползает, играет погремушками.

В 8 месяцев отыскивает необходимые предметы взглядом, проявляет интерес к новым предметам, опираясь, становится на ноги.

После 9 месяцев ребёнок правильно ориентируется в названиях некоторых предметов, узнаёт имена близких людей, выговаривает отдельные слова.

Годовалый ребёнок знает название многих предметов, по просьбе взрослого выполняет небольшие поручения и пр. Таким образом в результате развития периферических рецепторов и всё возрастающей аналитической и синтетической деятельности коры головного мозга в ответ на сигналы, поступающие из внешней среды, формируется высшая нервная деятельность ребёнка. См. также Нервно-психическое развитие ребёнка.