Слепоглухонемые дети - дети, лишённые зрения, слуха и, как следствие, звучащей речи.

К слепоглухонемым детям относят не только детей с полным, но и с частичным поражением зрения и слуха, когда становятся невозможными усвоение речи на слух и пространственная ориентировка с помощью зрения. Без специального обучения слепоглухонемые дети не развиваются и не усваивают навыков поведения.

Обучение и воспитание этих детей прежде всего предполагает накопление конкретных образов окружающих предметов, формирование навыков нормального поведения, самообслуживания и бытового труда. Психика слепоглухонемых детей формируется с помощью жестов, обозначающих предметы и действия, позднее жесты заменяются словами в дактильном виде. Обучение письму и чтению осуществляется с помощью шрифта Брайля.

Обучение слепоглухонемых детей стало реальностью с середины 19 века, когда была обучена слепоглухонемая американка Э. Келлер, получившая высшее образование и ставшая доктором философии.