Специальная педагогика (от латинского - особенный) - наука о воспитании и обучении детей с дефектами психофизического развития.

Эти дефекты могут быть обусловлены диффузным поражением коры головного мозга и снижением его аналитико-синтетической деятельности в целом (при олигофрении), нарушением деятельности анализаторов (глухие дети, слабослышащие, слепые, слабовидящие дети), а также речевой функциональной системы (дети с нарушениями речи).

Цель специальной педагогики - разработка психолого-педагогических основ обучения и воспитания аномальных детей, подготовка их к общественно-грудовой деятельности в пределах присущих им психофизических возможностей. Обучение и воспитание детей с дефектами психофизического развития осуществляется в специальных детских дошкольных и школьных учреждениях. Кроме занятий с детьми по общеобразовательным предметам, в этих учреждениях проводится коррекционно-воспитательная работа, направленная на преодоление дефектов развития и их последствий у детей (специальное обучение и воспитание).

Применение специальной педагогики обеспечивает компенсаторное развитие детей за счёт возмещения и перестройки нарушенных функциональных систем и восстановления личностных функций ребёнка. Так, компенсация функций зрительного анализатора у слепого от рождения ребёнка происходит за счёт других анализаторов.

Под руководством педагога слепые дети с помощью специальных приёмов учатся использовать слуховой, двигательный, кожный анализаторы, составляющие при отсутствии зрения ту сенсорную основу, на которой развиваются более сложные формы познания — обобщённое восприятие, произвольное внимание, логическая память, мышление, речь. Врождённая или рано приобретённая глухота, лишая ребёнка речи, нарушает прежде всего социальные связи личности, поэтому обучение речи составляет основу компенсаторного развития глухих детей.

В специальной педагогике выделяют отдельные отрасли, занимающиеся изучением вопросов теории и практики специального обучения и воспитания детей с дефектами: умственного развития — олигофренопедагогика; слуха — сурдопедагогика; зрения — тифлопедагогика; речи — логопедия.