Стресс (англ. stress - напряжение) - состояние, возникающее при действии чрезвычайных или патологических раздражителей; неспецифический ответ организма на повреждение.

Физиологически стресс выражается в виде неспецифического адаптационного синдрома. На эмоционально-поведенческом уровне стресс первоначально вызывает либо активизацию двигательного поведения, сопровождающуюся испугом, вздрагиванием, бегством, переходящими в экстаз, гнев, смущение, ликование, агрессию, либо пассивную реакцию, сопровождающуюся чувством дискомфорта, тревоги, мышечным напряжением или расслаблением. Активная реакция со временем также переходит в пассивную форму.

В области познавательных процессов стресс вызывает либо активацию процессов мышления, либо сужение внимания, уход от решения стрессогенных проблем. Последнее может проявляться в решении побочных проблем или в уменьшении активности мышления.

В общении симптомы стресса проявляются чувством дискомфорта, раздражительностью, обидчивостью, агрессивностью, отчуждённостью и др. В развитии стресса выделяют 3 стадии. Переход к стадии истощения происходит при прекращении активного поиска выхода из создавшейся ситуации, способов решения проблем и пр.

Различают эустресс (ЭС) — синдром, способствующий сохранению здоровья, и дистресс (ДС) — синдром, имеющий патологический характер. ЭС имеет важное значение для совершенствования личности и социального прогресса. Он вызывает повышение интеллектуальной и социальной активности, побуждает к организации социальных, научных, творческих групп, постановке новых целей, формированию новаторских идей, самосовершенствованию, формированию воли, непрерывному обучению и развитию и др.

ДС действует прежде всего на слабое звено организма и может явиться причиной возникновения неврозов, гормональных дисфункций, развития патологии сердечно-сосудистой системы, пищеварительных и других систем. Возникновение и характер стресса определяется также реактивностью организма, зависящей в свою очередь от наследственных свойств организма, возраста, опыта поведения в конфликтной ситуации.

Купированию ДС способствуют предотвращение переутомления, исключение общения в состоянии утомления и перевозбуждения, приобщение личности к духовным ценностям, овладение навыками самоконтроля, саморегуляции, здорового образа жизни. С этой целью используют различные виды групповых поддержек (товарищескую и семейную помощь, групповую психотерапию и пр.).

Для лечения и профилактики нарушенных функций организма при стрессе применяют также лекарственные средства.