Типы высшей нервной деятельности (от греческого - отпечаток, образец) - совокупность основных врождённых индивидуальных свойств нервной системы человека, определяющих различия в поведении и отношении к одним и тем же воздействиям внешней среды.

В основе классификации типов высшей нервной деятельности, созданной И. П. Павловым, лежат сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. Различают 4 типа высшей нервной деятельности.

Сильный неуравновешенный тип характеризуется значительным преобладанием процесса возбуждения над торможением. Люди с таким типом (холерики) легко возбуждаются, несдержанны; они энергичны, смелы в суждениях и склонны к решительным действиям, но иногда неосмотрительны в своих поступках. Дети обычно задорные, быстро и легко возбуждаются, подвижны и эмоциональны, им трудно подавлять свои желания, отказаться от намеченных действий.

Когда активность таких детей сдерживают постоянными запретами, возникают непримиримые противоречия между естественными потребностями ребёнка, обусловленные особенностями его нервной системы, и представлениями родителей о том, как должен вести себя „хороший" ребёнок. Детям с таким типом высшей нервной деятельности особенно необходимы физические нагрузки (если нет противопоказаний со стороны состояния здоровья), подвижные игры, занятия спортом, где они могли бы расходовать свою энергию и тем самым становиться более уравновешенными и спокойными.

Для сильного уравновешенного инертного типа высшей нервной деятельности характерно медленное протекание процессов возбуждения и торможения; особенностью его является медлительность, исключительная уравновешенность в поведении. Люди с таким типом высшей нервной деятельности (флегматики) энергичны и настойчивы, им свойственно постоянство в привычках и привязанностях. Дети усидчивы, очень трудоспособны, но крайне медлительны. Их необходимо побуждать к активности, развивать интерес к различным занятиям.

Однако привычки, которые вырабатываются у таких детей, приобретают исключительную прочность и сохраняются на долгие годы. В связи с этим их режим, интересы, привязанности должны быть основательно проанализированы и скорректированы родителями; перевоспитание таких детей весьма затруднено как для родителей, так и для самих детей.

У сильного уравновешенного подвижного типа в одинаковой степени выражены процессы торможения и возбуждения. Люди с таким типом высшей нервной деятельности (сангвиники) отличаются широкими интересами, пытливы, энергичны, с большим самообладанием и сдержанностью характера. Дети, как правило, жизнерадостны, бодры, редко унывают, энергичны и неутомимы в трудовой деятельности. Они быстро увлекаются и охотно занимаются спортом, достаточно усидчивы и легко преодолевают трудности.

Слабый тип характеризуется слабыми возбудительными и тормозными процессами. Люди с этим типом (меланхолики) боязливы, замкнуты, чрезмерно чувствительны, склонны преувеличивать трудности. Для детей со слабым типом высшей нервной деятельности характерны повышенная возбудимость, раздражительность, иногда плаксивость, высокая чувствительность, которые ещё более усугубляются при неправильном воспитании и могут привести к возникновению неврозов.

Дети с таким типом нервной системы часто инертны, робки, стеснительны, неспособны выдержать более или менее сильные нервные напряжения. Их нужно активно включать в коллективные детские игры, поддерживать и поощрять малейшую попытку проявить инициативу, самостоятельность. Для укрепления нервной системы и повышения жизненного тонуса рекомендуются гимнастические занятия (см. Гимнастика, Зарядка), закаливающие средства (см. Закаливание).

Наряду с четырьмя общими для животных и человека типов высшей нервной деятельности выделяют специальные человеческие типы, характеризующие взаимодействие 1-й и 2-й сигнальных систем и соотношение между ними: мыслительный - со значительным преобладанием 2-й сигнальной системы; художественный - с ярким проявлением 1-й сигнальной системы; средний - обе системы в определённой степени уравновешены. Определение типа высшей нервной деятельности у детей важно для выработки правильного подхода к решению педагогических и медицинских задач.