http://cureplant.ru/

Внимание детское — одна из основных психических функций, на которой базируются познавательная активность и обучение. Детское внимание не имеет собственного содержания, а существует как проявление функционирования психических процессов — восприятия, памяти, мышления и др., содействуя их эффективному протеканию. Выражается в сосредоточенности субъекта в определенный отрезок времени на к.-л. реальном или идеальном объекте — предмете, действии, размышлении. Объект детского внимания всегда находится в поле сознания.

Виды детского внимания.

Выделяют 2 основных вида детского внимания: непроизвольное и произвольное.

В основе непроизвольного детского внимания лежит ориентировочный рефлекс на изменения окружающей среды. Непроизвольное детское внимание проявляется в раннем детстве как реакция на новизну и отличается особенной стойкостью у любознательных детей.

Произвольное детское внимание целенаправленно, является частным случаем формирования механизма произвольной регуляции поведения ребёнка, определяется ориентированностью на цели и задачи деятельности. При всепоглощающей увлечённости выполняемым делом у ребёнка возникает послепроизвольное внимание не требующее усилий для его поддержания.

Основные свойства детского внимания

Основные свойства детского внимания - устойчивость, концентрированность, распределяемость, переключаемость, объём. Степень выраженности внимания у каждого ребёнка определяется особенностями его высшей нервной деятельности. Незрелость высших корковых центров, несовершенство тормозных механизмов у детей обусловливают трудности распределения и переключения внимания, его зависимость от интереса. У дошкольников и младших школьников внимание быстро истощается вследствие „всеохватности" их восприятия. С возрастом повышается избирательность внимания, и у подростков развивается способность концентрировать его на существенных для решения задачи моментах.

Успешность учения в период младшего школьного возраста во многом зависит от хорошо развитых свойств детского внимания, в старшем возрасте эта связь ослабевает из-за включения других факторов. Есть дети, обладающие высокими показателями внимания, но лишённые умения или желания управлять им на уроках. По мере овладения навыками учения растёт организованность внимания как способность контролировать поведение на всём протяжении деятельности.

К невнимательным учащимся относятся „непоседы" (двигательно-расторможенные), „рассеянные". Они нуждаются в выработке навыков самоконтроля, умения работать, не отвлекаясь от дела, и в формировании активного внимания на основе пробуждения познавательных мотивов. Хорошая память, способности, эрудиция позволяют таким школьникам компенсировать дефицит внимания. Наблюдающиеся у детей колебания внимания отражают изменения функционального состояния головного мозга соответственно индивидуальному биосоциальному ритму ребёнка, т. е. биоритму в определённой социальной среде (например, учебные занятия). Это необходимо учитывать при дифференцированном обучении, дозируя задания детям.