http://cureplant.ru/

Воспитание - активное, целенаправленное формирование личности человека. Цель воспитания состоит в формировании всесторонне и гармонично развитой личности, в которой органически должны сочетаться духовное богатство и физическое совершенство, нравственная зрелость, приверженность к эстетическим и культурным ценностям, потребность в труде на благо общества, т. е. личности человека - гражданина.

Понятие „ воспитание " употребляется в узком и широком смысле. В первом случае — это процесс, который организуется семьёй, учебно-воспитательными учреждениями, в том числе детскими дошкольными учреждениями, школой, детскими и молодёжными организациями, и служит формированию у подрастающего поколения идейно-нравственных качеств, мировоззрения, обеспечивает эстетическое и физическое развитие, способствует становлению у личности целостной, социально значимой системы ценностных ориентации.

В широком смысле воспитание — это формирование личности, происходящее под воздействием самых разнообразных факторов окружающей среды, в  том числе литературы и искусства, кино, телевидения, радио и других средств массовой информации, влияния всего уклада жизни общества с его веду-щими идеями, идеалами, ориентациями, господствующими жизненными отношениями, социально-экономическими условиями.

Процесс воспитания ребёнка начинается с первых дней его жизни. По данным психолого-педагогических исследований, особо ответственным в формировании личности является период дошкольного возраста. В этом периоде происходит формирование у детей нравственных чувств, качеств, привычек, напр., чуткости, способности к сопереживанию, состраданию, потребности делать добро окружающим людям. Именно к воспитанию эмоционально-нравственных свойств наиболее чувствительны дети-дошкольники. Важную роль в воспитания ребёнка играет семья. В семье закладываются основы трудолюбия ребёнка, формируется ряд других важных личностных качеств, свойств. Семья в значит, степени ответственна за половое воспитание детей и их подготовку к созданию в будущем собственной семьи. Решающую роль в этом играют внутрисе-мейные отношения, пример родителей. Они для детей — первые и главные эталоны, воплощающие тип поведения женщины, матери, жены, мужчины, мужа, отца. Их взаимоотношения, отношение к другим людям, к самым разнообразным явлениям жизни оказывают существенное влияние на формирование личности ребёнка. Правильное семейное воспитание — необходимое условие успешного воспитания ребёнка в школе и других воспитательных институтах.

Важнейшим психологическим механизмом формирования личности является подражание. Начиная с простого копирования маленьким ребёнком внешних форм поведения окружающих подражание постепенно перерастает в сознательный и критический поиск   подростком   среди   взрослых и сверстников достойных подражания людей, а также самостоятельное „конструирование" образцов, идеалов. Одним из существ, показателей успешности воспитания является возникновение в подростковом возрасте потребности в самовоспитании, сопутству-ющей человеку всю его сознательную жизнь. Обязательное и необходимое условие успешного воспитания и самовоспитания личности — её активная деятельность, труд. В процессе труда у ребёнка формируются личностные качества, развиваются способности, реализуются потребности в самостоятельности, нахождении своего места в обществе, в самореализации как ведущей социально-психологической потребности личности.