Физическое воспитание детей
Физическое воспитание детей и подростков — составная часть общего воспитания детей; является мощным средством укрепления здоровья, всестороннего физического развития, повышения умственной и физической работоспособности, подготовки к труду и защите Родины.
Средства физического воспитания: физические упражнения, спорт, туризм, закаливание организма. Одним из основных принципов физического воспитания является его оздоровительная направленность, что достигается соответствующей организацией работы по физическому воспитанию и систематическим врачебным контролем. В РФ разработана научно обоснованная единая система физического воспитания для разных возрастных групп, соблюдающая принципы преемственности в использовании различных средств физической культуры.
Физическое воспитание детей органически связано с нравственным, умственным, трудовым и эстетическим воспитанием детей и подростков и осуществляется по государственным программам, являясь частью учебного процесса. В комплексе факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность детей и подростков существенная роль принадлежит двигательной активности. В результате научно-технического прогресса и интенсификации учебного процесса в школе двигательная активность учащихся резко сократилась.
Недостаток двигательной активности (гипокинезия) отрицательно сказывается на здоровье детей и подростков, в частности на состоянии важнейших систем организма - деятельности центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательных систем. Снижается уровень физической и умственной работоспособности, повышается заболеваемость. Эти сдвиги могут обусловить возникновение так называемых гипокинетических заболеваний, в первую очередь ожирения детей. Повышенная двигательная активность (гиперкинезия) также оказывает отрицательное влияние на организм. В связи с этим необходим правильно организованный двигательный режим школьника.
Гигиеническая норма суточной двигательной активности у детей и подростков составляет для мальчиков и девочек 8-10 лет 15—20 тыс. шагов (7,5-10 км), 11-14 лет - 20-25 тыс. шагов (12—17 км), для юношей 15— 17 лет - 25-30 тыс. шагов (18-23 км), для девушек 15—17 лет — 20—25 тыс. шагов (15-20 км). Двигательный режим школьника должен включать утреннюю зарядку, гимнастику, “физкультурные паузы" в течение дня, направленные на устранение застойных явлений крови в брюшной полости и нижних конечностях, которые возникают во время длительного сидения за партой; занятия на уроках физической культуры (по программе общеобразовательной школы, СПТУ), включающие значительное количество разнообразных физических упражнений, которые обеспечивают 20-30% суточного объёма движений.
На общественно полезный труд и спорт, занятия учащийся должен отводить не менее 1 часа в сутки. Во время выполнения домашних заданий следует также через каждые 45 минут проводить физкультурные паузы.