Поведение ребёнка отклоняющееся - совокупность поведенческих проявлений, противоречащих принятым в обществе правовым, нравственным, психолого-педагогическим нормам.

Дети по сравнению со взрослыми ведут более динамичный образ жизни, совершая много поисковых, пробных действий, в результате чего возможны случаи отклоняющегося поведения. По форме, содержанию и психологическому механизму оно отличается от отклонений в поведении взрослого человека.

Для детей в большей мере характерны нарушения дисциплины и порядка, непослушание, баловство, шалость и т. п. Однако в отдельных случаях по мере взросления отклонения в поведении ребёнка могут приобретать всё более выраженный асоциальный характер: хулиганские действия, мелкие кражи, жульничество, алкоголизм, наркомании, токсикомании, вандализм, насильственные акты в отношении других людей или себя (ограбление, изнасилование, членовредительство, суицидальные попытки и др.).

Поведение ребёнка отклоняющееся во многих случаях не является преднамеренным, а правонарушение - злостным. Дети часто совершают проступки, подражая значимым для них ровесникам и взрослым, персонажам литературных произведений и кинофильмов. Толкнуть подростка на необдуманное действие, правонарушение может желание выглядеть взрослым, самоутвердиться, вызвать восхищение окружающих своей смелостью, отвагой, храбростью, часто понимаемыми превратно, страх прослыть среди товарищей трусом.

Основными причинами поведения ребёнка отклоняющегося являются ошибки и просчёты воспитания, дефекты в развитии нравственного, правового сознания, в формировании характера подрастающей личности, в том числе неполное или непрочное знание или субъективное неприятие нормативных требований, преобладание эгоистических мотивов, агрессивность, несформированность чувства гуманности.

Психологическими факторами такого поведения могут быть интеллектуальная ущербность, эмоциональная неразвитость, отсутствие навыков поведения и др. Дети и подростки с отклонениями в поведении составляют контингент педагогически запущенных, трудновоспитуемых несовершеннолетних правонарушителей.

Профилактику и коррекцию поведения ребёнка отклоняющееся целесообразно осуществлять путём преобразования социальных условий, в которых происходит развитие личности ребёнка: улучшения условий его жизни в семье, обеспечения успеха в ведущей (игровой, учебной, трудовой) деятельности, повышения статуса среди ровесников в группах с положительной направленностью. Если поведение ребёнка отклоняющееся вызвано отклонениями в нервно-психическом развитии, заболеваниями, то для его профилактики и коррекции необходимы медико-педагогические меры.