Слепота
Слепота (caecitas) - значительное снижение зрения вплоть до его отсутствия.
При слепоте наблюдается нарушение остроты центрального зрения (от 0 до 0,04) или сужение поля зрения (до 10°—15°) при остроте зрения свыше 0,04.
Различают абсолютную слепоту (полное отсутствие зрительных ощущений); слепоту в степени светоощущения (способность отличать свет от тьмы); слепоту при наличии остаточного зрения, позволяющего осуществлять счёт пальцев у лица, различать по контуру форму, определять цвет на близком расстоянии. Абсолютную слепоту, сочетающуюся с глухотой и немотой, называют слепоглухонемотой (см. Слепоглухонемые дети).
Слепота может быть врождённой и приобретённой. Врождённая слепота возникает как следствие нарушения внутриутробного развития органа зрения или в результате наследственной передачи дефектов зрения.
Приобретённая слепота — следствие заболевания центральной нервной системы, глаз, осложнений инфекционных заболеваний, травматических повреждений органа зрения. Полная или частичная утрата зрения обусловливает некоторые особенности развития ребёнка, например, диспропорциональность развития отдельных функций: устная речь развивается быстрее, а двигательная активность, пространственная ориентация — медленнее.
При слепоте у детей нередко наблюдаются стереотипные движения: беспрерывные покачивания туловища, подпрыгивания на одном месте, размахивания руками. Так, слепой ребёнок реализует свою естественную потребность в движениях, не имея возможности подражать движениям окружающих и боясь ушибиться.
Стереотипные движения можно устранить или заблаговременно предупредить их появление, вовлекая ребёнка в доступные подвижные игры. Разработаны приёмы и методы использования слухового, двигательного, кожного анализаторов, а также остаточного зрения при слепоте для формирования на их основе способов игровой, учебной, трудовой, изобразительной деятельности.
Успех компенсации слепоты в значительной степени зависит от времени потери зрения, наличия сопутствующих заболеваний центральной нервной системы, общего состояния организма ребёнка. Игровым и трудовым действиям слепого ребёнка обучают специально: поначалу рука ребёнка и взрослого действуют вместе, сопряжённо, затем доля участия ребёнка увеличивается, а взрослого уменьшается, пока ребёнок не научится самостоятельно выполнять сам какое-либо действие и контролировать качество его исполнения.
Дети с слепотой в специальных школах осваивают программу общеобразовательной школы. Чтению и письму они обучаются по системе Брайля, которая решением ЮНЕСКО признана единой для всех стран мира. См. также Слабовидящие дети.