Воля — способность активно добиваться сознательно поставленных целей, преодолевая внешние и внутренние препятствия. Главное условие волевого поведения — подчинение разнонаправленных побуждений тем мотивам, которые соответствуют цели. В детстве воля проявляется в стремлении ребёнка вести себя соответственно определённым требованиям.

Воспитание целенаправленности в детских видах деятельности позволяет заложить основы таких ценных волевых качеств, как целеустремлённость, самостоятельность, настойчивость, ответственность, выдержка и др. Если накануне поступления в школу ребёнок сохраняет импульсивность, идёт на поводу своих желаний, заявляет „не могу," „не умею", „не знаю, как", не попытавшись приложить какие-либо усилия, меняет труднодостижимую цель на легкодоступную, это свидетельствует о недостатке воли на начальных этапах её формирования. При неправильном воспитании эти признаки могут перерасти в нерешительность, боязнь трудностей, безответственность и пр.